Мы прекрасно понимаем, что, попадая в больницу, вы оказываетесь в чуждой для вас среде и, возможно, впервые сталкиваетесь с разнообразными процедурами, манипуляциями и вмешательствами.
Соблюдение прав пациентов позволяет больному стать полноценным участником и партнером врача в борьбе с болезнью, таким образом вовлекая пациента в лечебный процесс и повышая качество оказания медицинской помощи. В связи с этим клиника АО «Медицина» предлагает вам и вашей семье ознакомиться с правами и обязанности пациентов.
Основы прав и обязанностей пациентов подготовлены в соответствии с миссией, видением и стратегией качества клиники, Европейским отчетом по правам пациентов (Амстердам, 1994), Отчетом Всемирной ассоциации врачей по правам Пациентов (Бали, 1995), Государственными нормативными актами Российской Федерации, в том числе Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Основы прав пациентов:
- оказывать содействие пациенту в получении полного спектра диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;
- поддерживать взаимоотношения пациента и членов его семьи и с медицинскими работниками;
- помогать пациенту активно участвовать в лечебном процессе;
- обеспечить обучение пациента в процессе лечения;
- создавать и укреплять эффективную коммуникацию и взаимодействие между всеми сотрудниками, принимающими участие в оказании медицинской помощи;
- повышать доверие пациента к действиям медицинских работников;
- обеспечить внутренний контроль соблюдения прав пациентов и членов их семей.
Права пациентов и членов их семей:
- все пациента клиники и члены их семей имеют право на получение лечения, вне зависимости от их расы, этнической принадлежности, религиозных убеждений, языка, пола, национальности, физических недостатков, сексуальной ориентации, философских убеждений, социального и экономического статуса;
- права пациента являются незыблемыми и не могут нарушаться даже по просьбе пациента;
- все пациенты клиники и члены их семей имеют право получать лечение в комфортном окружении, с уважением к их культурным, религиозным и социальным ценностям;
- медицинский персонал не имеет права использовать грубые выражения при общении с пациентом, уважая его ценности, убеждения и решения;
- медицинский персонал не препятствует совершению пациентом религиозных обрядов, если это не мешает другим пациентам;
- все пациенты и члены их семей имеют право получать полную информацию и самостоятельно выбирать метод лечения;
- пациент имеет право на полную информацию о своем диагнозе, методе лечения, альтернативах предложенного метода лечения, вероятности успешного лечения, стоимости лечения, предполагаемой продолжительности лечения и возможных осложнениях, а также имеет право участвовать в процессе принятия решения относительно лечения;
- пациент имеет право согласиться или отказаться от предложенного ему метода лечения;
- медицинский персонал клиники взаимодействует с пациентом и членами его семьи в процессе выбора оптимального метода лечения;
- пациенты имеют право на присутствие сопровождающего лица в палате, если к этому нет медицинских противопоказаний. Сопровождающие лица не имеют права вмешиваться в проведение медицинских процедур персоналом клиники;
- клиника заботится об информационной безопасности пациентов. Сохранение конфиденциальности медицинской информации гарантируется и после смерти пациента;
- клиника с уважением относится к умирающим пациентам и оказывает членам семей психологическую поддержку;
- пациенты имеют полный и открытый доступ к брошюрам с описанием их прав. Брошюры доступы во всех отделениях клиники;
- клиника гарантирует соблюдение принципов врачебной тайны;
- информационные технологии, принятые в клинике, обеспечивают предоставление доступа к медицинской
- информации только тем медицинским работникам, которые имеют на это право;
- клиника гарантирует обеспечение круглосуточной медицинской помощи;
- пациенты и члены их семей имеют право подать жалобу, которая рассматривается в установленном порядке;
- лицо, обеспечивающее оплату лечения, имеет право на получение полной финансовой информации о расходах и стоимости лечения;
- пациенты имеют право на информацию о занимаемой должности, степенях и званиях медицинских работников, которые принимают участие в их лечении;
- клиника гарантирует адекватное обезболивание пациента при помощи наиболее подходящего метода.
Обязанности пациентов и членов их семей:
- пациенты и члены их семей обязаны представлять полную и честную информацию о состоянии здоровья медицинским работникам, принимающим участие в процессе лечения;
- если у пациентов и членов их семей в процессе лечения возникают сложности в понимании информации, которую им представляют медицинские работники, они должны задавать вопросы и обращаться за любыми дополнительными разъяснениями;
- пациенты и члены их семей должны сообщать о любых непредвиденных ситуациях в процессе их лечения;
- пациенты должны принимать активное лечение в процессе принятия решения относительно плана лечения;
- пациенты должны своевременно информировать клинику обо всех изменениях в их персональной информации (имя, фамилия, адрес или номер телефона);
- пациенты должны информировать клинику в случае, если они не смогут приехать на прием врача в назначенное время;
- пациенты обязаны обеспечивать полную и своевременную оплату лечения в клинике;
- пациенты обязаны уважать права других пациентов и медицинского персонала.
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Статья 19. Право на медицинскую помощь.
1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
5. Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.